Транспорт

Завершена проходка всех тоннелей БКЛ — Сергей Собянин

Завершена проходка всех тоннелей БКЛ — Сергей Собянин
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Для Большой кольцевой линии проложили более 140 километров тоннелей.

В Москве завершили проходку последнего тоннеля Большой кольцевой линии (БКЛ) метрополитена. Им стал двухпутный перегонный тоннель между станциями «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар».

«Сегодня историческое событие в метростроении не только нашего города, но и в мировом метростроении. Закончена проходка самого большого метрокольца в мире. В однопутном исполнении всего проложено 143 километра подземных линий. Это огромный объем, это целый город под городом», — сказал Сергей Собянин во время торжественной церемонии.

По его словам, работы велись в самых разных условиях. «Одномоментно работали больше 20 тоннелепроходческих щитов — от шестиметровых до самых инновационных 10-метровых. Кроме того, на отдельных участках велась ручная проходка в сложнейших геологических условиях, на глубине более 70 метров», — подчеркнул Мэр Москвы.

Следующим этапом Сергей Собянин назвал обустройство проложенных тоннелей и 10 станций БКЛ, которые пока не открыты. Он выразил надежду, что в течение года эта работа будет завершена. «Хотел поблагодарить строителей за подвиг, который они совершили, проведя такую огромную, гигантскую, сложнейшую работу, и поздравить всех с наступающим Новым годом. Это хороший подарок для всего города и для москвичей, для всей страны», — отметил Мэр Москвы.

Система тоннелей Большой кольцевой линии представляет собой симбиоз классических однопутных тоннелей и новых для Москвы двухпутных тоннелей большого диаметра. Тоннели большого диаметра проложены на двух участках: первый начинается от станции «Мневники» и заканчивается за станцией «Давыдково», второй идет от станции «Текстильщики» до «Кленового бульвара».

Всего с 2012 по 2021 год на будущей Большой кольцевой линии было пройдено более 143 километров тоннелей. В разные периоды на строительстве работали 33 тоннелепроходческих щита, четыре из них — диаметром 10 метров.

 

18 марта 2020 года в Москве был зафиксирован мировой рекорд Книги Гиннесса по самому большому количеству одновременно работающих в метро тоннелепроходческих комплексов (ТПМК) — 23 щита, из них 13 — на Большой кольцевой линии. Предыдущий мировой рекорд был установлен в Катаре в 2015 году. Там работали 20 ТПМК одновременно.

Проходка тоннелей метро — сложнейший технологический процесс. Разнообразие геологических структур и плотная городская застройка, пересечение автомагистралей и железнодорожных путей — при строительстве БКЛ необходимо было решать широкий спектр технических и организационных проблем. Большинство тоннелей БКЛ проходят глубже других линий. Выше радиальных линий Большая кольцевая пролегает у станций «Петровский парк», «Каховская», «Электрозаводская», «Авиамоторная» и «Новаторская».

В общей сложности БКЛ имеет 23 пересечения с другими линиями метро и 18 пересечений с Московскими центральными диаметрами и Московским центральным кольцом. Во время проходки тоннелей действующие объекты метрополитена работали бесперебойно, а также проводилось специальное укрепление железнодорожного полотна.

Тоннели БКЛ проходят под пятью водными объектами:

— под Москвой-рекой на перегонах «Нагатинский Затон» — «Печатники» и «Терехово» — «Кунцевская»;

— под рекой Таракановкой на перегонах «Хорошевская» — «Народное Ополчение» и «Хорошевская» — «Шелепиха»;

— под рекой Яузой между «Сокольниками» и «Электрозаводской»;

— под рекой Нищенкой между «Авиамоторной» и «Нижегородской»;

— под Карамышевским спрямлением на перегоне «Терехово» — «Народное Ополчение».

Самые глубокие тоннели находятся на участке от «Савеловской» до «Электрозаводской». А самой глубокой станцией БКЛ станет «Марьина Роща»: глубина тоннеля составляет более 70 метров.

Последним пройденным тоннелем Большой кольцевой стал двухпутный перегонный тоннель длиной 1,2 километра от станции «Нагатинский Затон» в сторону «Кленового бульвара». Работы начали 10 марта и завершили 29 декабря этого года.

Тоннель проходит вдоль Нагатинского затона под Коломенской улицей на глубине от 15 до 22 метров. Работы вел ТПМК «Лилия» диаметром 10 метров. Это первый щит большого диаметра, который ранее проложил первый двухпутный тоннель БКЛ от «Мневников» до станции «Кунцевская», а также участвовал в строительстве Некрасовской линии метро.

Владимир Путин и Сергей Собянин открыли 10 станций Большой кольцевой линии метро Щиты-гиганты и борьба с водой: интересные факты о строительстве БКЛ

«Кленовый бульвар»: черно-белая гамма и деревянное зодчество

Строительство восточного участка Большой кольцевой линии метро от «Каширской» до «Нижегородской» начали в 2017 году. Общая длина отрезка составляет 10,7 километра. На нем расположены четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Между «Текстильщиками» и «Кленовым бульваром» поезда будут ходить в большом двухпутном тоннеле диаметром 10 метров.

Будущая станция «Кленовый бульвар» строится в районе Нагатинский Затон вдоль Коломенской улицы. Рядом находится жемчужина Москвы — музей-заповедник «Коломенское», в котором расположен Храм Вознесения, вошедший в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому одной из главных задач, стоявших перед проектировщиками, было свести к минимуму влияние метрополитена на территорию музея-заповедника. Трассировку линии выбирали так, чтобы станция «Кленовый бульвар» была расположена за пределами парка, а тоннели прошли под его периферийной территорией, не затрагивая центральную часть с наиболее ценными объектами.

В то же время пассажиры смогут легко добраться до парка, который начинается буквально в 300 метрах от выходов из метро. Также поблизости от новой станции расположена большая часть жилых кварталов Нагатинского Затона. Станция «Кленовый бульвар» готова на 54 процента. В перспективе здесь появится пересадка на Бирюлевскую линию метро.

Архитектурно-художественный облик станции разработал победитель международного конкурса — Архитектурное бюро ARCHSLON. Спокойный и лаконичный дизайн станции будет передавать образ «Коломенского». Потолок платформы напомнит об узнаваемом силуэте, характерном для традиционных элементов русского зодчества. Также предусмотрена зеркальная отделка стен.

Интерьер подземного вестибюля будет выдержан в черно-белой гамме. В отделке стен будут использованы мрамор, габбро и металлические панели на колоннах и арках. На потолке установят световые перфорированные панели.

После открытия участка БКЛ от «Каширской» до «Нижегородской» улучшится транспортное обслуживание районов Нагатинский Затон, Печатники, Текстильщики, Нижегородский, Лефортово с населением свыше 450 тысяч человек, которые будут тратить на поездки по городу на 10–15 минут меньше. Также снизится нагрузка на центральные участки Замоскворецкой, Люблинско-Дмитровской и Таганско-Краснопресненской линий метро и сократится интенсивность движения транспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что в свою очередь благотворно повлияет на экологическую ситуацию.

Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена — крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина БКЛ составит 70 километров, на ней будет 31 станция и три электродепо, включая существующий участок «Каховская» — «Каширская».

Для сравнения: протяженность существующей Кольцевой линии московского метро — 19,4 километра с 12 станциями. Это в 3,5 раза меньше Большой кольцевой линии. Она должна стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона среди подземных колец — вторую кольцевую линию пекинского метро (57 километров).

Новая линия соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующего кольца, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры метро, а также МЦК.

При строительстве БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро: Рублево-Архангельскую линию — на станции «Народное Ополчение», Троицкую линию — на станции «Новаторская», перспективную линию в Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре».

На БКЛ будет 47 пересадок: 23 — на станции метро, три — на МЦК, 21 — на станции МЦД и железной дороги. Открытие полноценного движения по новой линии позволит улучшить транспортное обслуживание 3,3 миллиона человек из 34 районов. 1,2 миллиона из них будут проживать в пешей доступности от новых станций.

Уже сегодня действующими участками БКЛ пользуются почти 500 тысяч человек ежедневно (для сравнения: Кольцевой линией пользуются 1,2 миллиона пассажиров в день, МЦК — 530 тысяч). Предполагается, что в будущем, когда большое кольцо замкнется, им будут пользоваться до 2,25 миллиона человек каждый день. Они смогут экономить на поездках до 45 минут. Например, от «Проспекта Вернадского» до «Кунцевской» можно будет доехать за 16 минут (экономия — 23 минуты), от «Калужской» до «Каширской» — за 16 минут (экономия — 21 минута), от «Хорошевской» до «Рижской» — за 15 минут (экономия — 13 минут), от «Сокольников» до «Электрозаводской» — за 10 минут (экономия — 15 минут).

Позитивный эффект от ввода новых станций почувствуют все жители Москвы и гости города. В частности, благодаря большому кольцу существенно разгрузятся участки других веток метро: Кольцевая линия — до 25 процентов, Арбатско-Покровская — до 22 процентов, Филевская — до 21 процента, Таганско-Краснопресненская — до 20 процентов, Калужско-Рижская — до 17 процентов, Замоскворецкая — до 16 процентов, Серпуховско-Тимирязевская — до 16 процентов, Калининская — до 15 процентов, Люблинско-Дмитровская — до 15 процентов, Сокольническая — до 13 процентов, Солнцевская — до 12 процентов.

Также эксперты прогнозируют снижение нагрузки на улично-дорожную сеть — основные магистрали города станут свободнее на 5–15 процентов.

Первые идеи строительства БКЛ относятся к 1985 году. Однако из-за недостатка ресурсов и по другим причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство принял Сергей Собянин.

Линия разделена на следующие участки:

1. Северо-западный: станция «Деловой центр» — станция «Савеловская».

Этапы:

— «Деловой центр» — «Петровский парк» (открыт 26 февраля 2018 года);

— «Петровский парк» — «Савеловская» (открыт 30 декабря 2018 года).

2. Северо-восточный: станция «Савеловская» — станция «Нижегородская».

Этапы:

— «Нижегородская» — «Лефортово» (открыт 27 марта 2020 года);

— «Лефортово» — «Электрозаводская» (открыт 31 декабря 2020 года);

— «Электрозаводская» — «Савеловская».

3. Западный участок: станция «Хорошевская» — станция «Кунцевская».

Этапы:

— «Хорошевская» — «Мневники» (открыт 1 апреля 2021 года);

— «Мневники» — «Кунцевская» (открыт 7 декабря 2021 года).

4. Юго-западный участок: станция «Кунцевская» — станция «Проспект Вернадского» (открыт 7 декабря 2021 года).

Этапы:

— «Аминьевская» — «Проспект Вернадского»;

— «Кунцевская» — «Аминьевская» (открыт 7 декабря 2021 года).

5. Южный участок: станция «Проспект Вернадского» — станция «Каховская», включая реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская» (открыт 7 декабря 2021 года).

6. Восточный участок: станция «Каширская» — станция «Нижегородская».

Уже выполнен колоссальный объем работ. К концу 2021 года открыты 22 станции БКЛ, связанные путями протяженностью 44 километра (90 километров тоннелей в однопутном исполнении). Общая строительная готовность кольца составляет 89 процентов, в том числе завершена проходка 100 процентов тоннелей.

Программа строительства Московского метрополитена